Спецкурс "Словообразование в эстонском языке"

М. Р. Пентус
2009 (осенний семестр)

Спецкурс проходил по средам с 9:00 до 10:30 в аудитории 957 первого гуманитарного корпуса МГУ. Последняя лекция была 16 декабря 2009 г.

Зачёт и экзамен состоятся 23 декабря 2009 г. в 9:30 в аудитории 957.

Аннотация

Курс начнётся с обзора грамматики эстонского языка. Затем будут подробнее рассмотрены словоизменительные и словообразовательные суффиксы, словосложение, имена деятеля и действия, послелоги, фразовые глаголы.

Предварительных знаний об эстонском языке не требуется.

Примеры

ava-liku-sta-ta-ma-tu-ma-te-ta-gi
открыть-ADJ-CAUS-IMPS-SUP-CAR-COMP-PL-ABE-EMPH
даже без ещё более нераскрываемых

paberi-karp
бумага.GEN-коробка.NOM
коробка для бумаг

paber-karp
бумага.NOM-коробка.NOM
бумажная коробка

.sisse .soola-ma
ILL    соль-SUP
засолить

Учебные материалы

Дополнительные материалы в Интернете

Краткое содержание прошедших лекций

        23.09.2009

Использование знаков плюс и точка для уточнения произношения.
Три степени долготы.
Форма PRS.3SG глагола "быть".
Склонение словосочетания "magus tort".
Примеры употребления инессива, адессива, партитива и комитатива.
Отсутствие личных окончаний в отрицательных формах индикатива.
В повествовательном предложении глагол обычно занимает вторую позицию.
Особенности терминатива, эссива, абессива и комитатива.
Употребление инфинитива с модальными глаголами.
Употребление супина с глаголами движения.
Тексты "Kosmos" и "Sool või suhkur?".
Пример "Kristiina paneb tomatisalatisse sada grammi majoneesi".
  Домашнее задание:
(1) Просклонять в первых шести падежах (в SG и PL) "pikk nädal".
(2) Разобрать текст "Maks ja Kristiina".

        30.09.2009

Посессивная конструкция.
Произношение üü перед гласной.
Пример "Kas üleskirjutatud sõnal on suurem väärtus?".
Причастия.
Степени сравнения.
Супплетивные формы parem, .rohkem/enam, enese/.enda, läheme, esimene, teine.
Текст "Nimekiri".
Склонение во множественном числе.
Основные формы глагола.
  Домашнее задание:
(1) Разобрать текст "Kas õppida või vaadata televiisorit?".
(2) Разобрать текст "Mida osta?".
(3) Написать про кого-нибудь, что он завтра сделает.

        07.10.2009

Наклонения, времена, залоги.
Образование и употребление форм глагола.
Основные спряжения.
Пример "Mida saab tahvlile kirjutada, selle peab tahvlile kirjutama".
Генитивные конструкции в названиях языков.
Частая палатализация n перед d и t.
  Домашнее задание:
(1) Разобрать предложения на странице 5.
(2) Разобрать текст "Vahetusõpe".
(3) Разобрать текст "Klient ja teenindaja".

        14.10.2009

Произношение сочетания долгий гласный + долгий взрывной.
Параллельный вариант GEN.PL на -ike.
Юссив.
Усилительная частица -gi/-ki.
Употребление сослагательного наклонения.
Форма -mas.
Глагольный суффикс -tse.
  Домашнее задание:
(1) Разобрать текст "Lennureisid".

        21.10.2009

Формы -mast, -maks, -mata.
Глагольные суффиксы -ata, -bi/-bu, -le, -skle, -tle.
Глагольные суффиксы -ta/-da, -t, -sta, -nda, -lda, -u/-du, -ne.
Рефлексивные, декаузативные, автомативные глаголы и реципроки.
Субстантивные суффиксы -ke, -us, -ndus.
  Домашнее задание:
(1) Написать про кого-нибудь, что он вчера делал.

        28.10.2009

Субстантивные суффиксы -lane, -nik, -line, -nna, -tar, -u, -e, -ik/-dik.
Адъективные суффиксы -tu, -lik, -ne, -line.
  Домашнее задание:
(1) Найти на страницах 4-5 все случаи употребления глагольного суффикса -u,
    субстантивных суффиксов -u, -mine, -line, -lane и адъективных суффиксов -ne, -line.

        11.11.2009

Наречные суффиксы -lt, -sti, -ti, -li.
Субстантивные суффиксы -kas, -ur, -is, -ng, -lus, -e:-me, -i, -ka, -la, -m, -nd, 
-kond, -stu, -stik.
Saastumine vs. saastamine. Levimine vs. levitamine.
  Домашнее задание:
(1) Разобрать первые три абзаца из текста "Reklaam".

        25.11.2009

Адъективные суффиксы -kas, -jas, -ke(ne), -lane, -ldane, -mine, -s.
Наречные суффиксы -misi, -ldi, -tsi.
Типы склонения.
  Домашнее задание:
(1) Найти на страницах 4-6 все случаи употребления наречных суффиксов -lt, -sti, -ti,
    субстантивных суффиксов -kas, -i и адъективного суффикса -kas.
(2) Разобрать текст "Reklaam".
(3) Просклонять в NOM.PL, GEN.PL, PTV.PL все 16 слов из таблицы типов склонения.

        02.12.2009

Отрицательные формы глаголов. 
Ma läksin kooli. Ma ei läinud kooli.
Падеж прямого дополнения.
Ma ostsin kõik filmid. 
Lugesin raamatut. Lugesin raamatu läbi.
Ostsin uued filmid. Läksin uusi filme ostma.
Sõin hommikust.
Võtsin pangast laenu. *Võtsin pangas laenu.
Форма GEN.PL слов типа omanik.
  Домашнее задание:
(1) Перевести (индивидуальный) текст.

        09.12.2009

Форма GEN.PL слов типа koer.
Краткая форма ILL.SG.
Параллельные формы косвенных падежей множественного числа.
Выбор гласного в форме PTV.PL на -∅.
Сложные слова. 
Генитивное и номинативное сложение.
Kinnominek, teatriskäimine, töölehakkamine.
  Домашнее задание:
(1) Перевести käega lööma; vastu võtma.

        16.12.2009

Фразовые глаголы, составленные из слов ära, alla, ette, läbi, sisse, 
välja, üle, maha, kätte, aru,
andma, arvama, jooksma, maksma, elama, olema, ostma, minema, saama, kirjutama,
lugema, ütlema, jätma, vaatama, panema, nägema, jooma.

Адрес: http://lpcs.math.msu.su/~pentus/est2009w.htm
Изменения внесены 25.02.2010.
Мати Рейнович Пентус
Телефон/факс: + 7 - 495 - 939 30 31