Спецкурс "Эстонский язык"

М. Р. Пентус
2011 (осенний семестр)

Последняя лекция была 9 декабря 2011 г.

Зачёт и экзамен состоялись 16 декабря 2011 г. в 9:00 в аудитории 957, а также 16 декабря 2011 г. в 16:20 в аудитории 956.

Аннотация

Цель спецкурса — дать обзор грамматики эстонского языка. Специальное внимание предполагается уделить особенностям эстонского языка, таким как три степени фонологической долготы, послелоги, супин и его падежные формы, имперсонал (безличный залог), эвиденциалис (косвенное наклонение), юссив (уступительное наклонение), выражение завершённости/незавершённости действия с помощью падежных форм прямого дополнения.

Предварительных знаний об эстонском языке не требуется.

Пример

Moodsaimates klubides tantsitatavat direktoreidki.
 = Говорят, что в самых модных клубах даже директоров заставляют танцевать.
Moodsa-ima-te-s       klubi-de-s   tantsi-ta-ta-vat          direktore-id=ki.
модный-SUPERL-PL-INE  клуб-PL-INE  танцевать-CAUS-IMPS-EVID  директор-PTV.PL=EMPH

Учебные материалы

Дополнительные материалы в Интернете

Краткое содержание прошедших лекций

        16.09.2011 (в 9:00 в ауд. 931, в 16:20 в ауд. 973)
Формулы вежливости.
Произношение (см. пособие по произношению).
Личные окончания PRS.IND.
Склонение слов типа tort в NOM.SG, GEN.SG, PTV.SG.
Супин vs. инфинитив.
Основные формы глагола rääkima.
Частица kas.
Склонение названий языков.
Таблица 7.
  Домашнее задание:
(1) Изучить таблицы 1-4 (на странице 1) и 7-9 (на странице 2).
(2) Просклонять слово rokk.
(3) Разобрать текст "Mis meeldib Kristiinale ja Robertile?".

        23.09.2011 (в 9:00 в ауд. 973, в 16:20 в ауд. 973)
Таблицы 10 и 11.
Окончание -ni, -na, -ta, -ga получает только главное слово именной группы.
Склонение слова rokk.
Текст "Mis meeldib Kristiinale ja Robertile?".
Таблицы 12-14.
Спряжение olema (PRS.IND).
Olen kohalik. Oleme kohalikud. Me ei ole kohalikud. Me pole kohalikud.
Таблица 5.
Употребление COND, IMP, JUSS, EVID.
Mina ei ole seda lugenud.
  Домашнее задание:
(1) Изучить все таблицы на страницах 1 и 2.
(2) Разобрать текст "Söögi ostmine".

        30.09.2011 (в 9:00 в ауд. 973, в 16:20 в ауд. 973)
Robertil oli telefon.
Текст "Söögi ostmine".
Käime teatris. Läheme teatrisse.
Употребление партитива после числительных и слов, указывающих на количество.
Падежные формы супина.
Примеры чередования ступеней:
 kapi : kappi
 koogi : .kooki
 kursi : .kurssi
 aja : .aega
 saja : sada/sadat
 leiva : .leiba
Таблицы 16 и 17.
Параллельный вариант GEN.PL на -ike.
Склонение mai.
Распределение сильной и слабой ступеней основы по падежам.
Определение типа склонения односложных слов, оканчивающихся на гласный.
  Домашнее задание:
(1) Просклонять в первых пяти падежах (в SG и PL) aken и tööline.
(2) Написать на листочке и сдать короткий текст (5 предложений) на тему "Что кому нравится".

        07.10.2011
Супплетивные формы esimene, teine, läheme, parem, .rohkem/enam, enese/.enda.
Параллельные формы косвенных падежей множественного числа (ILL.PL-COM.PL) слов типов G, P, I, O (.aknaisse).
Склонение слова aken.
Параллельный вариант ILL.SG всех слов типа V и многих слов типов A, B, E, F, U, X, Z (olulisse, ellu, koju).
Склонение слова .tööline.
Таблица 18.
Определение типа склонения двухсложных слов первой степени долготы.
Гласные и дифтонги в непервых слогах.
Выбор гласного в форме PTV.PL с окончанием -∅ (a→u, e→i, i→e, u→e), подробнее в конспекте 2008 года.
Суффиксы -ke(ne), -ja, -nna.
Суффиксы -tle, -us в слове küsitlus.
Склонение слов autoke, .lauljanna/laulja´nna.
Склонение составных числительных.
  Домашнее задание:
(1) Разобрать текст "Gerundiiv".
(2) Просклонять в NOM.PL, GEN.PL, PTV.PL слова
 apelsin, infi.niitne, inimene, kilone, küsitlus, naine, .näitus, olulisus.
(3) Определить типы склонения числительных kolm, neli,... kümme.

        14.10.2011
Определение типа склонения слов с чередованием.
Осбенности формы NOM.SG на примере слов
 muusika, raamat, nimi, tihe, .teater, sinine, kuningas,
 uus, käsi, lääs, saabas, tase, süda, neli.
Вторая степень долготы в GEN.PL в словах типа teine, suur, koer.
Склонение числительных üks, kaks,... kümme.
Ameerikas vs. Prantsusmaal.
С причастиями отрицательная частица mitte пишется слитно.
  Домашнее задание:
(1) Прочитать пояснения после таблицы 20 на странице 5.
(2) Проспрягать в PERS.2PL слова .hakkama, .õppima.
(3) Просклонять в NOM.PL, GEN.PL, PTV.PL слова .suhkur, pirukas.

        21.10.2011
Адъективные суффиксы -kas, -tu.
Субстантивный суффикс -k.
Наречный суффикс -lt.
Падеж прямого дополнения.
Примеры 1-7 на странице 6.
Таблицы 19 и 20.
  Домашнее задание:
(1) Найти все прямые дополнения в NOM, GEN, PTV в текстах
    "Mis meeldib Kristiinale ja Robertile?" и "Söögi ostmine".
(2) Найти все ошибки в предложении
    "*Mule näib, et kõige paljum oli pas.siivsi flegmaatikuid".
(3) Разобрать текст на странице 6.
(4) Написать на листочке и сдать короткий текст (4 предложения) на тему "Что я делал вчера".

        28.10.2011
Функцию дательного падежа выполняет аллатив.
Millal vs. kui.
Найти все ошибки в следующих предложениях.
 *Millal sa tule?
 *Tulen siis, millal sa kutsud.
 *Me ei tea, kui ta tule.
 *.Ootame, et mi.nister .vaatas mei .poole.
 *Kui pika see vagun on?
Mis vs. et.
Употребление адессива в обстоятельствах времени.
  Домашнее задание:
(1) Найти на странице 6 все именные группы в адессиве.
    Определить их синтаксические роли.
(2) Найти на странице 6 все именные группы в партитиве, кроме прямых дополнений.
    Определить их синтаксические роли.
(3) Найти на странице 6 все инфинитивные обороты в роли подлежащего.
(4) Разобрать текст на странице 7. Найти все случаи употребления COND.

        11.11.2011
Посессивные предложения.
Партитивное подлежащее.
Отрицательные местоимения.
Относительные придаточные, вводимые союзными словами kes, mis.
Предлог и послелог peale.
  Домашнее задание:
(1) Написать на листочке и сдать короткий текст (5 предложений) на тему
    "Mis ma teeksin, kui mul oleks nädal vaba aega".
(2) Написать в имперсонале первые 9 строк текста со страницы 7,
    кроме двух предложений, начинающихся с "Ei olnud". Сдать письменно.

        18.11.2011
Выражение агенса при страдательных причастиях послелогом poolt.
(Нежелательно употреблять конструкцию с послелогом poolt при имперсонале.)
В имперсонале в роли агенса фиксируется нулевая лексема со значением 'люди'.
Позиция глагола в предложении.
Возвратное притяжательное местоимение oma.
Употребление форм PRF.EVID и PRF.COND.
  Домашнее задание:
(1) Разобрать текст на странице 8.
(2) Повторить образование форм EVID и JUSS.

        25.11.2011
Плавающий определитель kõik.
Частица -gi/-ki.
Склонеиее иностранных имён собственных: Louvre'isse.
Mis kell on?
Найти все ошибки в примерах (1)-(6) на странице 9.
Согласование в предложеиях типа "Это были мы".
Употребление прилагательных (а не наречий) в именной части сказуемого.
Ta vs. see при переводе личных местоимений третьего лица.
Склонение имён и титулов.
Иногда при словосложении первая часть усекается: õpilas+organisatsi.oon, kuning+riik.
Генитивное словосложение: .akna+klaas, paberi+karp, .mõtte+vahetus.

Номинативное словосложение: paber+karp, mees+õpetaja, käsi+töö, kirjutus+laud, .kont.sert+.meister.
Обозначение эталона сравнения элативом или словом kui.
Местоимение oma в атрибутивной позиции обычно не склоняется.
Вопросительные предложения, начинающиеся со слова ega.
  Домашнее задание:
(1) Разобрать текст на странице 9.
(2) Найти все ошибки в примерах (7)-(15) на странице 9.

        02.12.2011
Страница 9.
Степени сравнения наречий.
  Домашнее задание:
(1) Разобрать текст на странице 10.

        09.12.2011
Страница 10.
Падеж прямого дополнения при инфинитиве.
Аккузатив.

Адрес: http://lpcs.math.msu.su/~pentus/est2011w.htm
Изменения внесены 23.01.2012.
Мати Рейнович Пентус
Телефон/факс: + 7 - 495 - 939 30 31